The buck stops here (nukoshka) wrote,
The buck stops here
nukoshka

Армения. Август 2017

В Армению я поехала по работе, но так как в такую даль не всякий раз забросит, решили с Димой малипусиков оставить на даче с бабушками-дедушками, а сами еще пару дней поездили по окрестностям. Ездили в конце августа, как и во все мои рабочие поездки по месторождениям.

По работе закинуло в город Капан: средних размеров, на юге Армении в долине гор, 40 тыс. население. В первый раз залезла в подземную шахту, очень интересно, местами страшно, особенно когда совершенно непонятно, откуда идет звук движущейся техники. Чуть не произошел конфуз: когда перед поездкой спрашивали размеры одежды, я сказала M, а когда пришло время переодеваться, натягиваю штаны – и не лезу. Но при некотором усилии впихнулась: оказалось, что просто сделаны на мужскую фигуру, на попе плотно, а так ок. Вечером погуляли по городу: дружелюбные люди, приятный центр, но совсем небольшой. Народ в основном тусуется вокруг центрального поющего фонтана. Но остальная часть города, конечно, совсем советская и явно с тех пор особо не обновлявшаяся. И знаменитый армянский розовый туф без должного (видимо) ухода выглядит обветшало, особенно учитывая, что на домах попроще им не обложены балконы и бетонные перекрытия. Но это не только на Капане.

20170819_173414

DSC07605 DSC07617

20170820_115207

После продуктивного дня в шахте, поехали в Джермук. Тут я немного расслабилась и вместо того, чтобы пойти гулять по городу и слазить на водопад, как сделали более продвинуты коллеги, отправилась отмокать в спа. После Джермука прокатились по нескольким монастырям (включая Нораванк и Хор Вирап), и вернулись в Ереван.

20170821_114631 DSC07642

20170821_170724

20170821_170819

После этого официальная часть программы закончилась, и мы с Димой уже развлекались сами.
Пару дней побыли в Ереване: днем катались по окрестностям, а вечером гуляли по городу, где, как спадала жара, начиналась жизнь, на улицы выходили семьями, включая малышей в колясках и без. И я не припомню другого места с таким количеством кафешек и ресторанов, и настолько уютно все сделано: огоньки, распыляется вода от жары. Ну и еда, и кофе, и фрукты. Гостиница наша была на самой верхушке каскада, так что заодно была тренировка вверх-вниз по лестнице побегать. Полностью воду на каскаде, как я поняла, за все время не включили ни разу, но на некоторых уровнях лилась. Любопытна любовь к масштабным скульптурам: некоторые интересные, как например, Арно Бабаджаняну за роялем или памятник художнику Мартиросу Сарьяну, вокруг которого вернисаж с продажей картин, после которого пошутили с Димой, что надо проверить, нет ли музыкантов около памятника Хачатуряну напротив около здания оперного театра (не было), другие – весьма странные. Но, главное, их много и иногда кажется, что их хаотично натыкали, где было место.

20170822_162337

DSC07723 DSC07714

После Еревана сначала хотели поехать на озеро Севан, а потом в горы, но оказалось, что присмотренная нами гостиница в горах на выходные была полностью забронирована. Поэтому все поменяли и выдвинулись в горы сначала. Приглянувшаяся гостиница Tufenkian Avan Dzoraget Hotel – очень симпатичная, по местным меркам дорогая, качество – выше всяких похвал. И тишина, и шум реки. Прямо такая передышка посередине бесконечной гонки. Но просто сидеть в гостинице – это не про нас, тем более делать там ну совершенно нечего. Поэтому решили устроит себе трекинг к дому известного армянского писателя Ованеса Туманяна. Подъем никак не размечен, сидящие на дороге рабочие привычно махнули рукой за будку, где начиналась лестница, ведущая на заброшенную железнодорожную станцию, что дало нам надежду, что мы – не единственные сумасшедшие, которых потянуло в горы. Но еще до того, как стартовать, я провела личную оценку рисков, в результате и у меня, и у Димы в отдельных сумках лежал запас воды, сухофрукты и заряженные телефоны. Вот только спичек не взяли. Тропа в горах то появлялась, то пропадала, поднимались в общей сложности часа два, перепад около 300 метров. Я от ума пошла в шортиках, ободралась прилично, конечно. В одном месте мы немного сбились с тропы, карабкались вверх по камням, как забрались – увидели морды коров. Оказалось, что уже почти совсем дошли до деревни, только камни надо было чуть стороной обойти. В целом, трекинг не сложный, требует только внимательности, так как есть пара обрывов. Была бы разметка – было бы совсем хорошо. Но и так получилось неплохо. Вылезли из гор, зашли в село, нашли музей Туманяна. Как и везде в Армении, в селе Дсех тоже любят малые архитектурные формы, эти были, судя по всему, в виде героев сказок автора. Походили по музею, спросили смотрительницу, нет ли здесь где кафе. Они предложили выпить кофе в офисе музея, мы поделились сухофруктами, они – пряниками. Очень гостеприимно. Потом пошли дальше по деревне, нашли магазинчик, купили лаваш, соленый сыр и кефир, пообедали. Дальше оставался вариант возвращаться или прогуляться к озеру. Так как времени было полно, выбрали озеро, правда, нас предупредили, что конец лета оно будет высохшим, но мы все равно пошли. Слава телефонам с GPS – иначе никогда бы это озеро мы не нашли. Впрочем, искать там и нечего было, мне виделось альпийское озеро в горах, в реальности действительно наполовину высохло. Оказалось, что ближе к осени его доливают водой из реки внизу по проложенному трубопроводу. Но окружающие пейзажи красивые, так что в целом сходили не зря. Спустились к гостинице где-то за час и вечером сходили в баню, потом в бассейн, а потом лежали на террасе: черное небо, тишина, летучие мыши.

20170823_173243

20170824_162633

20170824_162722

20170824_172824

По дороге к Еревану проехали через несколько монастырей: в целом, они, конечно, красивые, но после пятого можно и остановиться. Сваливаются все в голове в кучу.

Из интересного, заехали в музей братьев Микоян. К сожалению, сам музей оказался закрыт (впрочем, особых надежд на такого рода музеи я не возлагаю, вряд ли будет музей уровня музея Ельцина в Екатеринбурге). Находится на территории школы, посмотрели на волгу одного из братьев, сфотографировала Диму с самолетом – дань физтеху. Решили, что в долгой перспективе, конечно, быть конструктором самолетов куда лучше, чем партийным лидером, хоть и с заводом имени тебя.

По дороге еще заехали в город Алаверди, думали может удастся прокатиться на фуникулере. Но оказалось, что он сломался какое-то время назад, так что поехали в гору на машине. Еще посмотрели издалека на огромный полузаброшенный металлургический комбинат. Я даже не поленилась, нашла фирму в интернете – оказался безнадежно убыточным.

20170824_181625

20170825_151633

DSC00017 20170825_130347

20170825_130648

20170825_134715

Следующим пунктом программы стало озеро Севан. К сожалению, оно разочаровало. Оказалось холодным, но, самое главное, вокруг совершенно отсутствует инфраструктура. Мы старались найти гостиницу со стороны Еревана, наверное, это было ошибкой. Позже нам посоветовали Голубой Севан в той же стороне была гостиница той же сети Tufenkian, но уж совсем неудобно по местоположению. В итоге в нашей гостинице только ночевали, один раз съездили в Ереван на вечер, зашли на авторский вечер Наринэ Абгарян и потом погуляли по городу. В другой день съездили в Цахнадзор. Заехали на подъемнике до средней базы, делать там было особо нечего, ну и мы были бы не мы, если бы не полезли пешочком на вершину. Здесь снова немного расстроило отсутствие инфраструктуры: казалось бы, поставь прокат горных великов и пусти подъемник на самый верх. Но нет, только пешком гулять. Ну может еще сделают. Но тропинка хорошая, травка кругом, бессмертники, кузнечики. Родничок заведен в трубу, можно попить воды по дороге туда-обратно.

DSC00026 20170826_140221

20170826_141751

20170827_102231

DSC00045 20170826_202511

20170827_141511

К воде вообще трепетное отношение. Везде на дорогах и в городах есть фонтанчики для воды, некоторые оформлены как мемориалы. Хотела один такой сфотографировать, но рядом на лавочке сидел человек и слезах, памятник был молодой девушке, видимо, погибла. Еще везде на трассах есть эстакады для ремонта машин, видимо, осталось с советских времен. Ну и шиномонтаж на каждом повороте.

Отдельно, конечно, стоит написать про дороги и движение. Одним словом – ужас. Дороги в целом нормальные (за исключением дороги в долине Лори, но там было заранее известно, что ремонтные работы и нас пугали, что ее закрывают на пару часов периодически на взрывные работы): поближе к Еревану получше, подальше в горы – похуже. Полиция с радарами тоже все больше встречается около Еревана: один раз налетели на штраф примерно в $15. Но правила местами странные, например, знаками про населенные пункты с ограничением скорости, когда в реальности этот пункт сильно в стороне. Ну и уровень вождения, мягко говоря… Вылетают на встречку тебе в лоб, обгоняют как попало, поворотники, конечно, не используют. В общем, волнительно. Старались затемно, а уж тем более по горным дорогам не ездить. При этом когда сам за рулем – чуть получше, в такси понимаешь, что находишься на откупе водителя и не известно, в какой момент ему самому придет в голову вылететь на встречку. Ну и как результат на кладбищах, которых вокруг монастырей было в изобилии, много памятников с машинами, на некоторых целыми семьями: папа-мама, два ребенка. Очень страшно. Ну и сами мы видели машины, когда в жигуленок забито человек 7, дети на коленях, никто не пристегнут.

Ну и на позитивной ноте: еда. Это, конечно, счастье какое-то. Все свежее, вкусное и неприлично дешевое. Мы ели в модных ресторанах в Ереване, в менее модных в горах, да и просто сулугуни с лавашом и кефиром, и все было очень вкусно. На Севане свежая рыба на гриле, в Ереване – мясо и курица на гриле, лаваш с мацуном и зеленью, фаршированные перцы-баклажаны-помидоры, в Дилижане – толма и ламаджо (армянская пицца). Про фрукты в августе вообще промолчу, арбузы ели по половине за раз. И кофе, и сладости. В общем, только благодаря нашим забегам по горам я еще втискивалась в одежду.

Из выводов – это однозначно та страна, в который стоит поехать на недельку. Особенно, если нравится природный отдых. Мы брали машину на прокат, все очень цивилизованно и невероятно дешево. Народ гостеприимный, полное ощущение безопасности. Отдохнули от детей, оказалось, что и без обсуждения уроков и кормежек нам есть, о чем поговорить с Димой. На следующий год замахиваемся на Грузию.